Укр Рус
Мы рекомендуем
Мы рекомендуем

Хайп, СМС и реклама в Facebook: как партии агитируют перед выборами

Парламентські вибори 2019
Фото: Getty Images

Парламентские выборы 2019 состоятся уже 21 июля. Поэтому партии и кандидаты-мажоритарщики используют последний шанс привлечь избирателей.

Президентские выборы показали, что традиционные подходы к агитации больше не работают. Точнее — работают не так эффективно. Владимир Зеленский доказал, что можно победить, не тратя миллиарды и ведя свою кампанию онлайн. А еще он продемонстрировал, что молодежь на выборах все же голосует, а потому этот электорат тоже надо учитывать.

Facebook-кампании

Соцсети становятся одним из главных источников информации наравне с ведущими СМИ. А поскольку около половины украинских пользователей интернета зарегистрированны в Facebook (почти 13 млн украинцев), это наиболее популярная площадка для рекламы и агитации.

Сейчас смотрят

— Большинство сообщений узкотаргетированы, то есть команды кандидатов, партий разрабатывают различные месседжи (часто очень разные) для различных аудиторий. Такую тактику впервые использовали с подачи Cambridge Ananlytica на президентских выборах в США, — объясняет Владимир Хицяк, руководитель Центра этики и технологий Львовской бизнес-школы УКУ.

Эксперт также отмечает, что политики начали активно работать с локальными лидерами мнений в соцсетях, использовать ситуативную и вирусную рекламы.

Активно политсилы пользуются ботами, которые могут увеличить количество подписчиков, лайков и комментариев, добавляет Ксения Омельченко, эксперт в сфере PR, коммуникаций и работы с репутацией.

— Среди других известных способов промо в онлайне — приобретение уже раскрученных групп и превращение их в группы поддержки того или иного кандидата, участие в “гивах”, маскировка под уже известные политические бренды и хайп (например, реклама кандидата в президенты Игоря Шевченко в стиле телешоу Холостяк), — отмечает эксперт.

Сколько партии потратили на Facebook?

Еще накануне президентских выборов соцсеть сменила алгоритм рекламы во избежание фальсификаций. Теперь пользователю отображается заказчик той или иной рекламы, а данные о расходах стали открытыми.

Політична реклама
Політична реклама

Лидером по объему рекламных сообщений в Facebook является партия Святослава Вакарчука Голос. Так, за последние семь дней ее расходы составили $134,3 тыс. На втором месте партия Европейская солидарность Петра Порошенко — $95,5 тыс.

Скільки партії витратили на рекламу у facebook

На рекламу в соцсетях рассчитывают не все. Радикальная партия Ляшко, например, на рекламу в Facebook за это время денег не тратила. Это связано с ее электоратом, который не пользуется активно сетями.

Эффективна ли такая реклама?

Чаще всего заказчики политической рекламы имеют цель увеличить узнаваемость того или иного кандидата, отмечает Ксения Омельченко.

— Если вы хотите, чтобы видео увидел 1 млн пользователей, то придется потратить $10 тыс. Это еще зависит от аудитории, на которую вы настраиваете рекламу, а также количества конкурентных постов в аукционе Facebook.

Эксперт отмечает, что большинство средств кандидатами “сливаются” из-за проблем с настройкой таргетинга.

— Проблемы киевлян отличаются от проблем других регионов, но политики продолжают крутить рекламу на стандартную аудиторию — вся Украина, 18-65 лет. А запускать рекламу на весь город, если ты баллотируешься только по одному округу (например, Соломенскому району Киева), неэффективно.

Именно поэтому реклама в Facebook на этих выборах — это популярный инструмент именно для мажоритарщиков, которые могут ограничить показы только для жителей определенных регионов.

— Для них соцсети являются настоящим полем битвы, параллельным активной работе на округе (встречи с избирателями и др.), — отмечает Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии Выбор.

Она добавляет, что соцсети позволяют глубже разобраться в проблемах округа и вести коммуникацию с избирателями. Впрочем, оценить эффективность такого метода можно будет уже по результатам ​​выборов.

Что дают соцсети?

Соцсети — это, прежде всего, эмоции и диалог с избирателями. Владимир Хицяк объясняет, что предвыборные кампании становятся более открытыми к диалогу, а качество оборотов связи заметно возрастает:

— У политиков уже не получится запустить хороший видеоролик в ротацию и больше ничего не делать, как это было на ТВ. Соцсети не прощают пренебрежительного отношения и отсутствия диалога.

Кроме того, в соцсетях намного легче работать с эмоциями избирателей. Впрочем, это не только положительная тенденция, ведь управлять эмоциями сложнее, чем достучаться до рацио электората, отмечает Брудницкая.

— Яркий пример — кампания в Facebook Европейской солидраности Петра Порошенко: эмоциональная, клиповая, но малоэффективна, судя по динамике рейтингов, пока весомый акцент делался на соцсети. Как только ЕС увеличила свое присутствие в телеэфире, рейтинги пошли вверх.

Не только интернетом

Несмотря на популярность интернета, политики продолжают использовать традиционные методы.

Ранее политические силы часто заручались поддержкой звезд шоу-бизнеса на выборах. Эта технология не нова. Впрочем, в этом году в этом нет необходимости, поскольку многие звезды самостоятельно идут в Раду.

Парламентські вибори 2019: які технології використовують партії Фото 2

Так, с бесплатными концертами по Украине ездит Святослав Вакарчук, во многих городах проходит фестиваль Квартал фест, а Михаил Поплавский поет вместе с Олегом Винником на одной сцене. И все это происходит накануне парламентских выборов.

Впрочем, в Комитете избирателей Украины предостерегают — такие мероприятия должны оплачиваться из избирательных фондов кандидатов. Если расходы на агитацию не отображены в финансовом отчете, это может грозить кримитальная ответственностью.

Читайте: За гречку – в тюрьму. Чем грозит подкуп и агитация на выборах

Встречается в этом году и СМС-рассылка. Все помнят, как накануне второго тура президентских выборов им лично звонил президент с просьбой поддержать его.

Это до сих пор работает. Вот, например, сообщения, поступавшие нашим сотрудникам от имени Аграрной партии Украины.

Технології на парламентських виборах
Технології на парламентських виборах

Быть на хайпе

Все чаще политики пытаются попасть в информационное пространство. Ведь чем чаще о них говорят, пусть и в негативном ключе, тем больше растет их рейтинг.

— Мы на пороге ренессанса такой технологии, как попадание в ленту новостей любой ценой. Вот то, что сейчас дает эффект и, к слову, охватывает соцсети (в качестве площадки для распространения новости), — считает Лилия Брудницкая.

Так пиарились лидеры Оппозиционной платформы на визите в Москву, вспоминает политолог.

Итак, сегодняшние технологии существенно меняют саму политику и подходы к ней, а традиционные методы агитации, та же известная гречка, уходят в прошлое.

Если вы не поддаетесь на манипуляции и голосуете вдумчиво, мы подготовили для вас спецпроект о парламентских выборах 2019. Здесь вы сможете ознакомиться с программами партий, их идеологиями и первыми десятками.

Лилия Ященко 

Связанные темы:

Если увидели ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка

Помилка в тексті
Помилка