Укр Рус
Статьи
, выпускающий редактор

Сигнал веры: с чем Украина завершает конференцию в Лугано

Конференція в Лугано

В швейцарском городе Лугано в течение двух дней, 4-5 июля, проходила Конференция по восстановлению Украины (Ukraine Recovery Conference, URC2022). Это первое подобное мероприятие, на котором на международном уровне обсуждался вопрос послевоенного восстановления нашего государства (новейший “план Маршалла”).

В конференции, организованной совместно Швейцарией и Украиной, приняли участие представители более 40 государств мира и более 20 международных организаций (таких как МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, ВОЗ, ЮНИСЕФ и других). Присутствовала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. А президент Украины Владимир Зеленский открыл мероприятие с помощью видеосвязи.

Ключевым событием мероприятия стала презентация украинского взгляда на послевоенное восстановление. Речь идет о плане восстановления Украины. Премьер Денис Шмыгаль озвучил его ключевые этапы и ориентировочную смету, которая по состоянию на сегодняшний день составляет $750 млрд.

Сейчас смотрят

Ключевым источником финансирования плана в Киеве считают конфискованные активы страны-агрессора РФ и российских олигархов.

Семь принципов восстановления Украины после войны 42 государства-участника конференции закрепили в итоговой декларации.

Факты ICTV поинтересовались у политологов Владимира Фесенко, Игоря Рейтеровича и Олега Саакяна, как оценивать мероприятие в Лугано, чего ждать Украине и реально ли конфисковать активы РФ.

Конференция как сигнал веры в Украину

Все политологи сошлись во мнении, что двухдневная конференция в Лугано является положительным сигналом для Украины, особенно ввиду того, что спровоцированная РФ полномасштабная война еще не завершилась.

– В целом, я оцениваю положительно сам факт такой конференции. То, что уже сейчас, когда война не закончилась, и никто не знает, когда и как она может закончиться, такая конференция проводится – это очень позитивный сигнал для Украины. Это значит, что наши партнеры верят в Украину. Кроме того, это означает, что есть реалистичная оценка непростой ситуации и с нашей стороны, и со стороны наших партнеров: в частности, о необходимости решения проблемных вопросов зимой, — подчеркнул политолог, глава правления Центра прикладных политических исследований Пента Владимир Фесенко.

Он объяснил, что нынешняя ситуация кардинально отличается от того, что было после начала гибридной войны РФ против Украины в 2014-2015 годах. По словам политолога, тогда также происходили разговоры о “плане Маршалла” для нашего государства, звучали даже определенные идеи. Но развития ситуация не приобрела, и никакие политические решения не принимались.

Политолог, руководитель политико-правовых программ Украинского Центра общественного развития Игорь Рейтерович также считает положительным сигналом проведение конференции в Швейцарии.

– У нас уже есть много освобожденных территорий, которые нужно восстанавливать. И война здесь не должна быть помехой. Нужно координировать эти усилия с нашими международными партнерами, показывать им свое видение того, как мы это понимаем, что нам нужно, какие темы приоритетны, — объяснил он.

А политолог, соучредитель Национальной платформы устойчивости и сплоченности Олег Саакян отметил, что такая площадка, как в Лугано, нужна для того, чтобы:

• демонстрировать лидерство Украины в этом процессе;

• актуализировать вопрос Украины в международной повестке дня;

• закреплять в определенных документах (“на бумаге”) намерения относительно будущего послевоенного развития Украины и поддержки во время войны.

Подписание итоговой декларации Лугано политолог также оценивает положительно.

Как известно, в этом документе были закреплены семь принципов восстановления Украины: партнерство (наше государство будет возглавлять процесс и воплощать план вместе с международными партнерами); фокус на реформах; прозрачность, подотчетность, верховенство права; демократическое участие; привлечение многих стейкхолдеров; гендерное равенство и инклюзия; устойчивое развитие.

Наработанный Киевом проект Плана восстановления Украины в декларации признан основным рамочным документом, задающим направление всему процессу.

Кроме того, участники конференции поддержали создание координационной платформы между правительством Украины и всеми двусторонними, многосторонними партнерами, международными финансовыми организациями для реализации плана.

Было подтверждено, что следующую Конференцию по восстановлению нашего государства в 2023 году будет принимать Великобритания.

Читайте также
Семь принципов восстановления Украины: в Лугано утвердили итоговую декларацию
В Лугано утвердили итоговую декларацию и семь принципов восстановления Украины – документ

План восстановления Украины – что представил Киев

Проект плана представил в первый день конференции премьер-министр Денис Шмыгаль. Он разделен на три ключевых этапа: первый – немедленное восстановление еще во время войны; второй – fast-recovery (быстрое восстановление) после завершения военных действий (ориентировочно продлится год); третий – глобальная, долгосрочная трансформация Украины на основе принципов ЕС.

– Люди, экономика, инфраструктура – вот три основы восстановления Украины, – отметил глава Кабмина во время презентации.

Шмыгаль неоднократно подчеркивал, что евроинтеграция станет одним из ключевых векторов плана, равно как и национальная безопасность. Среди других векторов – диджитализация и зеленый курс (переход на зеленую энергетику).

Во время одного из выступлений в Лугано Шмыгаль заверил, что Киеву “будет достаточно двух лет, чтобы имплементировать основные правила Евросоюза”.

План планируется реализовывать в течение 10 лет, а общий объем восстановления уже оценивается в $750 млрд. Как отметил Шмыгаль, власти вместе “с более 3 тыс. экспертов, должностных лиц, парламентариев” наработали реформы и проекты по 24 направлениям.

Уже сейчас Кабинет министров формирует электронную карту Украины, где фиксируются все убытки, нанесенные полномасштабной войной. Она постоянно обновляется, а ущерб верифицируется сразу из нескольких источников. Под каждый разрушенный объект будет наработан проект восстановления.

Конференція з відбудови України в Лугано – ключові підсумки та оцінки експертів Фото 1

Интересно также, что во время презентации Шмыгаль продемонстрировал на карте, какие регионы Украины будет восстанавливать то или иное государство мира. Например, Италия будет отвечать за восстановление Ровенской области, Германия – Черниговской, Канада – Сумской, США и Турция – Харьковской области.

Конференція з відбудови України в Лугано – ключові підсумки та оцінки експертів Фото 2

По словам Шмыгаля, для реализации плана будет функционировать платформа восстановления Украины под названием: Объединены в защите – объединены в восстановлении. Кроме того, Кабмин предлагает создать несколько Офисов восстановления: в Вашингтоне, Брюсселе, Лондоне и других городах. Главный офис будет в Киеве.

Читайте также
Шмыгаль представил масштабный план восстановления Украины на $750 млрд: что он предполагает
Шмыгаль представил в Лугано масштабный план восстановления Украины на $750 млрд: что он предполагает

План восстановления – оценки экспертов

Комментируя представленный Киевом план, политолог Игорь Рейтерович выделил два момента. Первый – что он не прошел глубокое обсуждение внутри страны: в частности, с представителями гражданского общества и заинтересованными сторонами. Например, с общинами, наиболее пострадавшими от войны, или с представителями сфер и отраслей, на которые планируется направлять средства для восстановления, модернизации, трансформации.

– Такое обсуждение, конечно, следовало провести, потому что должна быть обратная коммуникация. В конце концов, когда этот план начнет реализовываться, а он начнет обязательно реализовываться, будут возникать вопросы заинтересованных сторон: почему это делается так, а не иначе, почему не учтена эта позиция, можно было как-то сделать по-другому и так далее, — объяснил политолог.

И второй момент, по словам Рейтеровича, заключается в том, что план восстановления Украины “где-то формировался наспех, и некоторые моменты более декларативного характера”, то есть не дают четкие ответы на конкретные вопросы, которые возникли перед страной.

В то же время, он отметил: главное, что определен дорожный указатель, и теперь нужно работать в рабочих группах над более подробными предложениями, под которые будет выделяться помощь западных партнеров.

Рейтерович также обратил внимание на то, что страны-партнеры подробно и глубоко выпишут механизмы контроля за распределением средств.

– Зная, как выделяются подобные средства даже в Евросоюзе, – там все равно есть какие-то контролирующие органы или определенные персоны, которые являются аудиторами, контролерами, – я думаю, что здесь будет очень похожая история. Деньги достаточно быстро начнут нам поступать, возможно, не в таких объемах, на которые мы рассчитываем, но за них нужно будет отчитываться. И здесь как раз нужна коммуникация с заинтересованными сторонами. Потому что те же западные доноры очень часто смотрят не на документ, который готовят им органы публичной власти, а на документ, который готовят организации гражданского общества: как они оценивают реформу, насколько все было прозрачно, — проинформировал эксперт.

Читайте также
Глобальное восстановление Украины начнется где-то через год после завершения войны – Шмыгаль
Денис Шмигаль

Политолог Олег Саакян считает, что предложенные правительством проекты для восстановления Украины “можно разделить на те, которые смогут состояться, и те, которые малореалистичны”.

– Сразу видно, что часть из них готовили в рамках центральных органов исполнительной власти, и они написаны из серии “собранные из того, что лежало в столе”… И есть часть, где действительно присутствует коммерческая, социальная добавленная стоимость, которая возможна для реализации. Как показывает практика, обычно все такие крупные проекты в Украине реализовывались частично. Думаю, что и этот проект восстановления Украины постигнет та же участь. Скорее нужно было сконцентрироваться на определенной концептуальной части, которая дала бы общее видение того, что мы делаем. И тогда уже можно было бы переходить к конкретным проектным идеям, — считает политолог.

Саакян уточнил, что пока наиболее реалистичной частью является пакет неотложной помощи и мер, запланированных на ближайшее время, еще в ходе боевых действий.

А политолог Владимир Фесенко подчеркнул, что до сих пор неопределенным остается вопрос модели экономического развития Украины после войны.

– Ответа на этот вопрос пока нет. Дискуссии происходят уже сейчас, например, вокруг фискальной политики, какой она должна быть. Но нам нужно будет определяться с точки зрения структуры послевоенной экономики, каким образом преодолевать дефицит трудовых ресурсов, потому что будет явный их недостаток, на каких рынках мы должны и будем зарабатывать деньги, кроме аграрного рынка. Поскольку нам нужно строить новую структуру экономики, а не просто воспроизводить то, что было раньше, – объяснил политолог.

Фесенко также отметил, что страны-партнеры будут контролировать средства, выделяемые для Украины.

Читайте также
Глава Еврокомиссии анонсировала создание платформы для восстановления Украины после войны
Урсула фон дер Ляєн

Конфискация активов РФ на восстановление – насколько это реально

Как известно, Денис Шмыгаль назвал основным источником восстановления Украины конфискованные активы РФ.

Все эксперты, с которыми пообщались Факты ICTV, считают такой сценарий вполне реальным.

Как рассказал Игорь Рейтерович, для этого Запад должен создать судебный прецедент.

– На самом деле это очень реальная история. Но она нуждается в одном шаге, который должны сделать представители западных стран. Я бы даже сказал: представители западного правосудия. Нужен прецедент, то есть решение суда. Это не может приниматься на уровне политического руководства стран. То есть если правительство какой-либо страны, государственный департамент, президент или парламент принимают решение о конфискации каких-либо активов – это неправильный шаг. Но если подобное решение будет принято западным судом, это создаст соответствующий прецедент, и на его основе можно будет замораживать эти средства по всему миру, по крайней мере, среди присоединившихся к санкциям стран. Тогда эти средства можно будет направлять на восстановление Украины, – рассказал эксперт.

По словам Рейтеровича, западные страны “в определенной степени заинтересованы” в таком сценарии, поскольку тем самым “убивают двух зайцев”: с одной стороны, декларируют на деле свою преданность санкциям и давлению на РФ, а с другой – в определенной степени экономят свои средства.

– То есть, им не нужно из собственных бюджетов выделять, они дают эти средства за счет РФ. Здесь есть определенный элемент даже высшей справедливости. А вопрос справедливости в западных обществах очень хорошо воспринимается. Поэтому нам нужно здесь дождаться прецедента. Если такое решение будет, оно автоматически откроет шлюзы, и разные страны с чистой совестью смогут эти деньги конфисковать и затем передавать Украине, — добавил политолог, уточнив, что предстоит еще наработать механизм передачи.

По мнению Рейтеровича, Украина уже могла бы подавать иски в западных судах по поводу того или иного имущества, чтобы запустить конфискацию.

Олег Саакян, в свою очередь, отметил, что мировое сообщество движется к тому, чтобы конфискация активов РФ стала “максимально реалистичной”. Однако сегодня нет отточенного механизма, как забрать российские средства.

– Но можно сказать, что за последние четыре месяца мир в этом продвинулся кардинально вперед. Наиболее прецедентным примером может служить Канада, где этот процесс фактически выходит на свою финишную прямую. За ней последуют другие страны. Поэтому я думаю, что более чем реалистично рассчитывать на эти средства. Другое дело, что это не произойдет прямо сейчас и еще потребует очень серьезных усилий и работы над этим на международных площадках, — рассказал эксперт.

На юридический аспект конфискации активов РФ обратил внимание и Владимир Фесенко. Он подчеркнул, что Запад еще не решил, каким образом их использовать в пользу Украины.

– Здесь есть проблема, как это ни парадоксально, с верховенством права. На Западе подходят к этому очень скрупулезно. Они не политически это решают, а юридически, – заявил политолог.

По мнению Фесенко, в этой ситуации Минюст Украины и украинские власти должны поработать с партнерами, чтобы постепенно преодолеть все юридические препятствия и использовать активы РФ для восстановления.

Читайте также
Крупнейший проект нашего времени: Зеленский назвал ключевые принципы восстановления Украины
Зеленський,

Фото: МИД Швейцарии, Правительственный портал

Связанные темы:

Если увидели ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка

Помилка в тексті
Помилка