PCEtLSDQndC1INC00L7QsdCw0LLQu9C10L3QsCDRgNC10LrQu9Cw0LzQvNCwIGZ1bGxzY3JlZW4gLS0hPg==
ФАКТЫ iPad / iPhone ФАКТЫ Android
Павло Барбул
Автор: Павло Барбул

Курс на НАТО: сколько Украина тратит на оборону и достаточно ли этого для вступления

В 2019 году Украина внесла в Конституцию курс на вхождение в ЕС и НАТО как стратегическую цель своего развития.

Политическая составляющая этого процесса, традиционно, остается предметом торга между политиками как внутри страны, так и на международной арене. Потому очень сложно оценить насколько мы приблизились или отдалились от выполнения заложенных в КУ ориентиров.

Экономическую же составляющую оценить намного проще. В первую очередь потому, что она достаточно четко проявляется в основном финансовом документе страны – государственном бюджете.

Верховная Рада уже приняла проект госбюджета 2020 и потому можно проанализировать этот документ на предмет того, на сколько наша страна готова или не готова по базовым финансовым параметрам к тому, чтобы прийти в НАТО.

Понимаю, что такая готовность – понятие достаточно условное. Особенно если учесть, что часто упоминаемые всюду по поводу и без повода политиками, чиновниками и журналистами стандарты НАТО – это, в своем абсолютном большинстве, процедуры и протоколы администрирования и логистики, а вовсе не оружие, боеприпасы и обмундирование.

Тем не менее, расходы на оборону и их общая структура вполне могут дать представление о том, в выбранном ли направлении движется страна или же она куда-то свернула, а может быть, и пошла назад.

Читайте: Взаимодействие Украины с НАТО: Кулеба назвал 5 направлений

Для того, чтобы сделать подобную оценку, сравним показатели расходной части последнего довоенного 2013 года с плановыми показателями на будущий 2020 год.

  2013 2020 (план) Разница абсолютная Разница %
Расходы на оборону, млрд грн 15,315 117,509 +102,194 +667,28
Расходы на оборону, млрд долларов США 1,91 4,35 +2,44 +127,75
Доля расходов на оборону в % от ВВП 0,96 2,32 +1,36 +141,7
Численность ВСУ, тыс. чел. 140 250 +110 +78,6
Расходы на обеспечение деятельности ВСУ, млрд грн 11,838 88,951 + 77,113 +651,4
Расходы на обеспечение деятельности ВСУ, млрд долларов США 1,48 3,29 +1,81 +122
Расходы на одного военнослужащего в год, грн 84 557 355 804 +271 247 +320,79
Расходы на одного военнослужащего в год, доллары США 10 570 13 178 +2 608 +34,67
Расходы на закупку вооружений, млрд грн 0,938 22,735 +21,797 +2 323,8
Расходы на закупку вооружений, млрд долларов США 0,117 0,842 +0,725 +619,66
Экспорт оружия Укроборонпромом, млрд грн 7,520 12,267 +4,747 +63,1
Экспорт оружия Укроборонпромом, млрд долларов США 0,940 0,451 -0,489 -52

Как видно из таблицы, рост расходов по всем статьям произошел как в абсолютных величинах, так и в относительных. А ассигнования на закупку вооружений для Вооруженных сил превысили объемы доходов от экспорта вооружений. Что опровергает расхожий тезис о том, что Украина все продает, не обеспечивая свою армию.

Правда, сами объемы ассигнований на вооружение остаются мизерными, так как $842 млн – это всего-навсего три десятка самолетов, к примеру, или же, в нынешних розничных ценах, примерно по пять патронов к автомату Калашникова на один день.

Читайте: ВСУ получили первые 100 серийных ракет Ольха – Минобороны

Если опираться на стандарты НАТО относительно доли расходов на оборону по отношению к ВВП, то ситуация в Украине выглядит очень оптимистично. Этот показатель у нас составит в 2020 году 2,31%. При том, что средний показатель по всем членам Альянса – 2,36%, а стандартной планкой является 2%.

При этом такое соотношение в НАТО достигается исключительно за счет среднеарифметических подсчетов на основе общего объема оборонных затрат, львиная доля которых приходится на США. Так, при общем оборонном бюджете всех стран Северноатлантического альянса в 2018 году в $987,508 млрд, доля Соединенных Штатов составила $684,36 млрд (69,65%).

При детальном же рассмотрении статистики, обнародованной на сайте Альянса, виясняется, что в течение 2011-2018 годов только несколько стран НАТО обеспечивали уровень расходов на оборону равную или высшую долю от утвержденного Альянсом стандарта в 2% от ВВП. В числе этих стран: США (3,18%), Греция (2,22%), Великобритания (2,15%), Эстония (2,07%), Польша (2,05%), Латвия (2,03%), Литва (2,0%). У всех остальных стран НАТО этот показатель не дотягивает до стандарта.

Читайте: Украина стремится развивать добрососедские отношения с ЕС и НАТО - Кондратюк Реверанс Макрона: действительно ли НАТО и ЕС угрожает крах Выплата долгов, оборона, социальная сфера: как повлияет бюджет 2020 года на украинцев

Правда, если оценить расходы на оборону в долларах США или, что еще показательнее, на одного военнослужащего, то ситуация выглядит намного печальнее. Не имея на руках полной росписи бюджетных расходов, сложно дать оценку с максимальной точностью. Но зная о том, какая доля бюджета Министерства обороны тратится на обеспечение деятельности ВСУ, можно произвести достаточно адекватный анализ. После чего, не так сложно и сравнить объемы расходов на одного военнослужащего в Украине и странах НАТО (зная численность их армий), как и с расходами в Российской Федерации.

Согласно ежегодному отчету The Military Balance 2018, издаваемому Международным институтом стратегических исследований, расходы РФ на оборону численно превосходят ассигнования Украины примерно в 15 раз, а в пересчете на одного военнослужащего – примерно в 2,5 раза.

Что же касается стран НАТО, то, например, при приблизительно равных долях затрат на оборону в ВВП у Великобритании и Украины, британцы тратят примерно на 25% больше, чем россияне и в 11 раз меньше, чем американцы.

Греция имеет примерно равный (на 10% больше) с Украиной военный бюджет ($4,9 млрд в 2018 году), но так как численность ВСУ Греции около 140 тыс., то и уровень расходов на одного военнослужащего, соответственно – в два раза выше.

Анализ бюджетных показателей убедительно говорит о том, что рост расходов на оборону за последние шесть лет действительно есть по всем показателям. Однако в силу того, что украинская экономика – слаба, процентные показатели, находящиеся на уровне стандартов НАТО, ничего не говорят о готовности Украины обеспечить приемлемый уровень финансирования военнослужащих даже по сравнению с беднейшими странами Альянса.

Исправить ситуацию можно исключительно за счет роста экономики в целом, а не за счет увеличения перераспределяемой части бюджета на армейские нужды. Так как не смотря на фантастический, более чем в четыре раза, рост ассигнований в гривнах на одного военнослужащего, в долларовом эквиваленте увеличение составило менее 25%.

Читайте: Заседание комиссии Украина-НАТО. Курьезы и причина визита Столтенберга в Одессу

А ведь и цены на вооружение и обмундирование, стоимость продуктов питания и средств гигиены в Украине уже вполне среднемировые и ничуть не меньше, чем в странах НАТО. А потому, без экономического роста обеспечить повышение обороноспособности невозможно

Провозглашенный курс на НАТО и ЕС должен стать целеуказателем экономических перемен к лучшему, что позволит при тех же показателях в процентах от ВВП обеспечивать Вооруженные силы намного лучше, чем сейчас.

Автор: Павел Барбул, юрист, предприниматель. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вверх Вверх
Вверх

    Нашли ошибку в тексте?

    Ошибка