PCEtLSDQndC1INC00L7QsdCw0LLQu9C10L3QsCDRgNC10LrQu9Cw0LzQvNCwIGZ1bGxzY3JlZW4gLS0hPg==
ФАКТИ iPad / iPhone ФАКТИ Android
Ігор Шапатаєв
Автор: Ігор Шапатаєв

Почему краудфандингу прочат «золотые горы»

Из известных отечественных площадок — BigIdea и Na-Starte

Часть 3. Часть 1 – здесь. Часть 2 – здесь.

Первой европейской площадкой краудфандинга считается симпатичная платформа Ulule, созданная французами. Она работает с 2010 года и может похвастаться более чем 4500 успешных проектов. Классический коммерческий краудфандинг. Помимо главного офиса в Париже имеет представительства в Германии и Испании. Соответственно, авторами проектов могут быть граждане этих стран.

Вообще во Франции таких платформ порядка 18. В мире их множество, существуют и тематические: например, в Великобритании работает платформа, на которой можно профинансировать лошадь для выступления на соревнованиях. Есть краудфандинг для студентов, где они ищут гранты и фонды для спонсирования своего университетского обучения. Есть платформы, ориентированные только на музыкальную или модную индустрию. Их сотни, если не тысячи. Единственное препятствие для авторов — гражданство страны, в котором платформа зарегистрирована.

В РФ сегодня работают два краудфандинговых лидера: Бумстартер и Планета. Первая идёт по стопам Kickstarter, практически шаг в шаг — и в этом нет ничего плохого. Пока их рекордным проектом остаётся фильм «28 панфиловцев» с трёхмиллионным бюджетом. Но, опять же, путь на платформу открыт только для граждан России. А вторая площадка ориентируется на искусство и социальные проекты (пожалуй, самый известный в Украине — альбом «БИ-2», который собрал 1 250 000 рублей).

В Украине краудфандингу прочат «золотые горы». Из известных можно назвать пока только две площадки — BigIdea и Na-Starte (CEO Игорь Базарский). Но у них есть точно такое же различие, как и в двух российских платформах. Если проанализировать проекты, размещённые на них, то первая взяла уклон в сторону социальной сферы, а вторая занимается краудфандингом в его «классическом» понимании — коммерческими проектами. При этом, несмотря на то, что BigIdea работает с 2008 года (Na-Starte — с февраля 2014), похвастаться весомым количеством успешных проектов не может. Поэтому в Украине конкуренции в краудфандинге ближайшие лет 10 не предвидится до тех пор, пока этот способ финансирования не получит официальный статус и пока не войдёт в учебники основ экономики.

На краудфандинговой платформе, как правило, существует три типа пользователей: авторы проектов, спонсоры и кураторы. Авторами проектов могут выступать как физические, так и юридические лица. Разница только в проценте государственного налога. Физические лица после успешного завершения проекта выплачивают в Украине 17 % налогов от общей суммы. Для юридических лиц — около 5 % — цифра приблизительная, поскольку незначительно варьируется в зависимости от рода деятельности организации.

Спонсорами также могут выступать юридические лица. Они же могут быть кураторами. Организация становится куратором, если заинтересована в более значительной поддержке проекта. Она может спонсировать рекламную кампанию проекта и всячески ей содействовать, может помочь с реализацией проекта (предоставляя помещение, технические средства и т.д.), может проспонсировать проект на значительную сумму. Все условия такого сотрудничества обговариваются лично с авторами и зависят от целей, которые преследует организация, поддерживая тот или иной проект.

Со стороны платформы с авторами работают менеджеры проектов. Как только на платформе регистрируется новый проект, менеджер связывается с автором и обговаривает все детали проекта, помогает составить систему вознаграждений, ещё раз напоминает о правилах работы платформы и ответственности перед спонсорами. После решения всех технических моментов подписывается договор, и проект выпускается «в свет».

К тому же, платформа работает с различными платёжными системами. С ними налажена связь и подписаны соответствующие договоры. Поэтому пользователь избавляется от головной боли с открытием собственных счетов в каждой из них, собирая средства самостоятельно в своём блоге, например. Все механизмы полностью автоматизированы, а любые неполадки выявляет и устраняет техническая служба платформы.

У многих платформ есть и социальная составляющая. Заходя через аккаунт, например, в Facebook, сервис автоматически «вытягивает» из этой сети данные о друзьях, которые также зарегистрированы на платформе. Их можно, говоря современным языком, «зафолловить», следить за их активностью, получать уведомления о проектах, которые они создали или проспонсировали. К тому же, на самой платформе можно легко общаться с автором интересного проекта — задавать вопросы, комментировать, поддерживать.

Далее будет.

Автор: создатель сервиса Tap4Parking

Якщо побачили помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту і натисніть Ctrl+Enter.

Вгору Вгору
Вверх

    Знайшли помилку в тексті?

    Помилка